"Боинги" над Казанью попали в яму. Правовую
20 января 2006 года

С этой недели "Сибирь" прекратила собственные вечерние полеты на направлении Казань - Москва. В Казани начала действовать договоренность о код-шере (выделении "Сибири" мест на рейсах АК "Татарстан" по "сибирской" же более низкой цене).

"Сибирь", уже с осени 2004 года выполняющая утренний рейс на этом направлении и успевшая завоевать 34 процента местного авиарынка, в мае 2005-го запросила у МАКа и вечерний слот (временной промежуток) на весьма привлекательное для пассажиров время. В Москву "Боинг" должен был вылетать в 21.35, а из Москвы прибывать в половине девятого. Вначале МАК ответил согласием, и недаром - новый рейс должен был приносить аэропорту около 21 млн. руб. в год. Но уже в июне в "Сибирь" пришла телеграмма: совет директоров МАКа отказал в выделении слота, ссылаясь на то, что пассажирский спрос полностью удовлетворяется местными перевозчиками, и в частности, главным из них - авиакомпанией "Татарстан". "Сибирь" (указывая, что если на удобные "Боинги" в удобное время и по более низкой цене, чем на старые самолеты "Татарстана", спроса все-таки не будет, то это окажется лишь ее личной трагедией) предприняла шаги, в результате которых в конце октября желанный слот был директивно введен "сверху", Федеральным агентством воздушного транспорта (ФАВТ).

Полеты начались 1 ноября, но вскоре Казань предприняла ответную операцию. МАК определил, что будет сажать вечерний "Боинг" в половине первого ночи, а отправлять - в половине второго... когда уж точно гарантировано отсутствие пассажирского спроса. Уже со 2 ноября МАК был закрыт для приема всех рейсов, кроме рейсов "базовых", т.е. местных компаний - "Татарстана", "Карата" и Бугульминских авиалиний. С формулировкой "в связи с ремонтом взлетно-посадочной полосы и освещения перрона".

В своем обращении в УФАС "Сибирь" съязвила: вызывает, мол, умиление забота Международного аэропорта "Казань" о безопасности пассажиров именно авиакомпании "Сибирь", в то время как безопасность пассажиров других компаний (и главным образом татарстанских) его не беспокоила настолько, что их сажали на ремонтирующуюся взлетно-посадочную полосу и притом без огней... А сам УФАС отмечает, что МАК не представил никаких документов, свидетельствующих о том, что "ремонт взлетно-посадочной полосы" производится в действительности, а не упоминается лишь для того, чтобы создать помехи "Сибири", пассажиры которой ждали вылета по нескольку часов.

Единственная же, как утверждает "Сибирь", истинная причина того, что у нее не складываются отношения с аэропортом Казани, - в том, что членом совета директоров МАКа является глава авиакомпании "Татарстан", конкурента "Сибири" в Татарстане, и главное - учредителем как "Татарстана, так и МАКа является правительство республики. И МАК вынужден в ущерб своим коммерческим интересам действовать в защиту интересов "Татарстана". Таким образом, по мнению компании-"пришельца", монополизм в Татарстане - налицо.

- Нам часто приходилось получать слоты "сверху". Но в Казани в первый раз в авиационной практике России этот приказ не признается! - так заявил в УФАС директор Центрального регионального филиала "Сибири" Алексей Савченков.

Но и МАК явился на "разбор полетов" не безоружным.

- Приказ, согласно которому "Сибири" были выделены удобные ей вечерние слоты, был выпущен в 1996 году Федеральной авиационной службой, - сообщил начальник юротдела МАКа Олег Аббасов. - Но Федеральной авиационной службы в настоящее время не существует!

- А Федеральное агентство воздушного транспорта является правопреемником Федеральной авиационной службы? - спросил глава УФАС Александр Лозовой.

- Нет, не является!

Выходило, что в России в ходе пресловутой административной реформы, когда все федеральные службы были невнятным образом перетасованы и преобразованы, вообще не осталось нормативных актов, на основе которых можно было бы обуздать авиамонополистов...

Если так, то дело "Сибири" в УФАС, очевидно, заходит в тупик. Ведь в буквальном смысле отказа МАКа в обслуживании самолетов этой компании (основание для обвинения в монополизме) не было - Казань "всего лишь" выдала конкуренту заведомо неудобный слот... А уж наказать за неисполнение приказа, который юридически ничтожен (пусть даже его признают во всех других аэропортах страны), тем более нельзя... Хотя, как заметил Александр Лозовой, в этом деле "очень ярко выражены признаки благоприятствования одному из субъектов". В итоге УФАС решил разослать запросы о юридическом значении злополучного приказа 10-летней давности, отложив разбирательство до февраля.

Марина ЮДКЕВИЧ, "Вечерняя Казань"